На главную страницу

Ветеринарная офтальмология

Главная  ::   Карта  ::   Контакты
Автор и ведущий проекта - ветеринарный врач офтальмолог Александр Константиновский

Гляди в оба (экскурс в ветеринарную офтальмологию)

Ветеринарная офтальмология – это сравнительно новая, очень интересная и достаточно сложная наука, изучающая особенности зрения и заболевания глаз домашних любимчиков.
Пока у ветеринарных офтальмологов нет единого представления о том, как видят животные. Данные литературы имеют спорный, а порой и противоречивый характер. При попытках сравнения зрения человека и животных легко ошибиться, ведь, несмотря на схожесть строения глаза человека и животных, существуют некоторые анатомические различия в строении глаз. Различия в анатомии глаза, безусловно, связаны с характером поведения и жизни человека и животных. Более того, из-за огромного числа пород зрение у собак различно, но глаз всех собак имеет ряд особенностей: физиологический мидриаз (несколько расширенный зрачок), глубокую переднюю камеру глаза, значительное расхождение осей зрения, отсутствие макулы и наличие светоотражающей пластинки на сетчатке.
Соответственно, вся оптическая система глаза собак рассчитана в основном не на центральное, а на панорамное зрение (угол обзора у собак достигает до 250°), и адаптирована для работы в широком диапазоне освещенности (от яркого света до темноты), ведь наши четвероногие друзья являются хищниками. Глаз устроен таким образом, что собаки видят в темноте лучше в 3-4 раза, чем человек. Более того, привыкание к темноте, при переходе из яркого помещения в темное практически отсутствует.
Собаки, в отличие от человека, лучше различают движущиеся предметы, чем неподвижно расположенные. Опыты показали, что собаки могут распознать движущийся объект с дистанции 800-900 м, но этот же объект, находящейся в неподвижном состоянии, они различают не дальше, чем с 600 м.
Из-за отсутствия желтого пятна считалось, что собаки не различают цвета и видят мир черно-белым. Первые исследования возможности цветового зрения у собак проводились в конце 19 века, но выводы носили преимущественно субъективный характер. И только в последние годы ученые из США развеяли многочисленные споры о цветовом зрении собак. Сетчатку глаза животных раздражали монохроматическими цветами различной длины волны с одновременной записью электроретинограммы. Результаты экспериментов показали, что собаки обладают цветным зрением, но в меньшей степени, чем человек. Сетчатка собак воспринимает преимущественно коротковолновые лучи видимого света желто-зеленые и сине-фиолетовые. Отсутствие восприятия красно-оранжевых лучей связано, вероятно, с тем фактом, что данные цвета редко встречаются в дикой природе.
Однако, выигрывая в панорамности зрения и способности видеть в темноте, животные уступают человеку в четкости зрения (в остроте зрения) и способности различать некоторые цвета. По литературным данным собаки имеют остроту зрения 0,3 (у человека нормальная острота зрения 1,0).
Более того, глаз наших питомцем изначально ограничен в способности к аккомодации, то есть способности глаза видеть одинаково отчетливо на различном расстоянии. Так, ближайшая точка ясно видимая собакой находится на расстоянии 40-50 см, все объекты расположенные ближе, воспринимаются животным расплывчато.
Именно эта особенность зрения собак обуславливает большое количество травм органа зрения, особенно у собак карликовых брахиоцефальных пород (мопсы, ши-тсу, пекинесы, французские и английские бульдоги, той-терьеры) глаза которых физиологически вынесены на периферию и, из-за небольшого роста этих собак, сильно подвержены различным травмам. По нашим данным на долю свежих травм и их последствий приходится около 40% случаев обращения за офтальмологической помощью в клинику.
Опасности, способные нанести серьезную травму глаза, буквально окружают наших питомцев. Летом это скошенная трава, семена различных растений, рыболовные крючки и многое другое, зимой же глаза часто травмируются кусочками льда. Отдельно хотелось бы выделить травмы кошачьим когтем, от которых собаки страдают в любое время года.
При правильном и своевременном лечении многие повреждения глаза хорошо поддаются терапевтическому лечению и заживают бесследно в течение нескольких дней, но, несмотря на это, травматические повреждения органа зрения и последствия этих повреждений являются главной причиной слепоты и потерей глаза, как органа. Причина этому - неквалифицированная или несвоевременная помощь животному, лечение «по телефону» и советы соседок. Если у Вас есть подозрение на травму глаза, пусть даже она кажется Вам незначительной и не стоящей внимания, я бы рекомендовал немедленно обращаться к ветеринарному офтальмологу, ведь даже маленькая точечка или неровность на роговице могут привести к потере глаза в течение нескольких дней!
Конечно же, не всегда возможно немедленно показать животное, травмировавшее глаз, врачу.
Поэтому позвольте дать Вам несколько советов, применимых в первые часы после травмы:
  • Если глаз открыт, обильно промойте его физиологическим раствором и нанесите 1% глазную тетрациклиновую мазь
  • Если глаз выпирает наружу, вывихнут из орбиты, нужно взять натуральную слезу и часто капать ее на роговицу (при отсутствии этого препарата можно не допустить высыхания роговицы инстиляцией на нее простой воды)
  • Если глаз закрыт - не трите его, не раздвигайте насильно веки, а сразу направляйтесь к врачу - офтальмологу.
  • Помните, что только врач может адекватно определить степень повреждения глаза и оказать необходимую помощь!

• Современная ветеринарная офтальмология достигла больших вершин и продолжает расти и развиваться. Методы терапевтической и хирургической техники лечения глазных заболеваний усовершенствуются с каждым годом. В арсенале ветеринарных врачей офтальмологов уже давно и прочно заняли свое место точнейшие микрохирургические инструменты, операционные микроскопы, современнейшие приборы для диагностики и оперативного лечения заболеваний глаз. Но настоящим прорывом в современной офтальмохирургии животных можно считать появление в практике врачей офтальмологических комбайнов, позволяющих проводить операции на сетчатке, стекловидном теле, удалять катаракту через сверхмалые разрезы. Все это наряду с современнейшими противовоспалительными и антибактериальными каплями и мазями позволяет оказать квалифицированную помощь Вашему питомцу.
    Ветеринарная офтальмология в значительной мере отличается от гуманной (человеческой) офтальмологии, прежде всего из-за различий в строении глаза и методик диагностики заболеваний.
    Для диагностики мы используем только объективные методы исследования, т.к. ветеринарная офтальмология лишена субъективных методов исследования (определение остроты зрения по таблицам Сивцева, определения снижения сумеречного зрения, определение скотом и сужений полей зрения и др.).
    Из-за невнимательности владельцев, отсутствий жалоб со стороны наших пациентов нам часто приходиться иметь дело с запущенными случаями глазных заболеваний и бороться не за восстановление зрения, а за сохранение глаза как органа.
    Глаз - очень тонкий и точный орган, поэтому только своевременное правильное лечение глазных заболеваний гарантирует восстановление зрения. Есть несколько специфических офтальмологических симптомов требующих незамедлительного осмотра врача - офтальмолога. К ним можно отнести слезотечение, светобоязнь, блефароспазм (прищуривание глаза), покраснение конъюнктивы или третьего века, увеличение глаза в объеме, наличие гноя во внутреннем углу глаза, внезапную потерю или ухудшение зрения, а также любое изменение внешнего вида глаза.
    Кроме того, офтальмологический осмотр показан большинству хворающих животных и должен быть неотъемлемой частью диспансеризации собак старше 6-7 летнего возраста.
    Каждый, наверное, слышал пословицу «глаза – зеркало души», но не придавал ей особого значения. Врач офтальмолог не всегда может разглядеть душу животного, но поставить соматический (не глазной) диагноз может часто. Дело в том, что многие поражения глаз часто являются следствием системного или локального заболевания организма, вдали от глаза. Так банальное слезотечение может быть признаком инфекционного заболевания, помутнение хрусталика часто возникает при сахарном диабете, по состоянию глазного дна можно судить о гипертонической болезни, болезни почек, отеке головного мозга.
    Напоследок хотел бы напомнить Вам, что только совместными усилиями владельцев и ветеринарных врачей возможно сотворить маленькое чудо – исцелить больное существо.

Опубликовано в газете "Кот и Пес" №3(196), 2007 г. стр.7
    Дата публикации: март 2007

Ветеринарный врач - офтальмолог
    Константиновский Александр Андреевич

Главная  ::   Карта  ::   Контакты
    Константиновский Александр - Ветеринарная офтальмология © 2006 - 2013 гг.